Из итальянцев – в шведы. Дизайн светильников без национальности, но с идентичностью
Дизайн светильников от Луки Ничетто
Опубликовано в журнале Lumen&ExpertUnion №3/2013
Лука Ничетто – один из тех дизайнеров, которым не составляет труда спроектировать любую интерьерную вещь, а заодно и построить дом для этих вещей. Культовый создатель дизайна светильников, родившийся на острове Мурано в Венеции, он вырос среди стеклодувов, и поэтому не удивительно, что свои первые работы как дизайнер он сделал для итальянской фабрики светильников FOSCARINI. Но уже очень скоро твердо ориентированный на инновации Лука начинает сотрудничать с мебельными компаниями, а еще через некоторое время, в 2006 году, он основал собственное агентство, Nichetto & Partners. С 2011 года очаровательный итальянец живет между Стокгольмом и Венецией. Наша встреча состоялась на Стокгольмской Неделе Дизайна (февраль 2014 года), где мы и поговорили о разнице в дизайне итальянском и скандинавском, о новых видах сотрудничества с промышленниками и о том, где дизайнеры черпают креативность.
– Лука, сегодня у Вас конструкторское бюро в Швеции. Ваша работа здесь и в Италии отличается? Зависит ли она от окружения, в котором Вы работаете?
– Да, я открыл вторую студию в Стокгольме в 2011 году, и теперь я путешествую между Венецией и Стокгольмом дважды в месяц. Это, конечно же, изменило мой подход к проектированию, но я думаю, что это нормально, даже если я не ставил себе такой цели.
– Почему вторую студию открыли именно в Стокгольме?
– Здесь живет моя девушка. Примерно две недели я провожу с ней, оставшееся время дела требуют моего присутствия в Венеции.
– Лука, Вы выросли в Венеции, на родине муранского стекла. Ваш дедушка был стеклодувом, мама работала со стеклом. Что главное Вы вынесли из своего детства для дизайна светильников?
– Живя на острове Мурано, я рос в обстановке креативности. При этом крайне важно на пути превращения ваших идей в конкретные объекты из стекла выстроить хорошие отношения с ремесленниками. Иначе никакие знания вам будут недоступны. Самое важное – уважать маэстро, который, стоя у раскаленной до 1000 градусов печи, будет воплощать вам проект.
– В чем основное различие между итальянским и скандинавским дизайном?
– Я думаю, что главный контраст в том, что в Скандинавии дизайн обычен – это часть повседневной жизни, он существует для всех, и это то, чего не происходит в Италии. В Италии дизайнерские вещи – это вещи для избранных. За три года я узнал очень много о скандинавском подходе в дизайне. Он, несомненно, более функциональный и чистый. Итальянский дизайн сосредоточен на творческом, странном, эмоциональном. И сегодня я пытаюсь уравновесить эти две вещи: с одной стороны, поместить больше эмоций в скандинавский дизайн, а с другой усилить функцию в проектах для Италии. Один из шведских производителей рассказал мне как-то, что у них был итальянский клиент, который сформулировал свой запрос довольно образно. Он сказал: «Мы нуждаемся в настоящем скандинавском продукте, но с томатным соусом». Это – моя цель.
– Что, на Ваш взгляд, отличает итальянских дизайнеров Вашего поколения на мировом рынке?
– Италия сейчас чуть в стороне от мэйнстрима. Это связано с бизнес-моделью прошлого, которая была нашей сильной стороной в 80-х и 90-х. Но за прошлые 15 лет изменился мир, и мы должны понять, что ни наша страна, ни вообще Европа не может развиваться так, как прежде. Сегодня есть новые технологии, инновационные формы электронной коммерции, когда можно продавать во всем мире, а не только в Италии.
— Можете объяснить, что значит обновление производственного процесса между дизайнером и компанией?
– Знаете, хороший дизайн-проект влечет за собой не только работу по эстетике продукта, но он отражается на целой производственной цепи. И в производстве светильников мне это даже более заметно, чем когда я проектирую мебель.
– Можете привести конкретный пример?
– Я год назад делал светильники LOOS для компании ZERO LIGHTING. Абажуры в этих светильниках – фантазия на тему окон в модернистских зданиях с 1920-х и 1930-х и одновременно на тему шотландских пледов. Вращая секции абажуров, можно менять соотношение света и тьмы, менять рисунок теней, которые отбрасывает светильник. Понятно, что предложенный мной дизайн серьезно отличается от привычного, и полностью поменял традиционный производственный процесс у ZERO LIGHTING.
– Что, по-Вашему, отличает стиль от дизайна?
– Стиль – это работа над заверением аспектов (пропорции, материал, эстетика), которые обычно не обновляют продукт. Дизайн всегда превосходит стиль, иногда до такой степени, что не может быть немедленно понятым. И здесь очень важно, чтобы дизайнерские новшества могли быть тиражированы промышленностью. Трудно сказать, был ли у Кастильоне стиль. У каждого из его проектов была своя собственная уникальная идентичность, потому что он был порожден в сотрудничестве с компанией. Спустя несколько лет он развил собственный подход к дизайну, но не стиль. Стиль должен быть последствием.
– Ваша жизнь в Скандинавии развила в Вас интерес к экологической устойчивости?
– Да, и я очень горжусь этим, возможностью продемонстрировать именно экологичный подход. Я уверен, что для того, чтобы уважать среду своего обитания, важно иметь качественные вещи вокруг себя. Кроме того, мне нравится обращаться к прошлому в этом вопросе. В 1950-х в Соединенных Штатах Чарльз и Рей Имз, а также Джордж Нельсон, например, имели очень много растений в доме. И когда я работал над оформлением экспозиции на выставке в Кельне, я тоже создал своего рода лес с «зеленым сердцем» в центре гостиной. Моя идея состоит в том, что, если вы заботитесь о растениях, то вы заботитесь и о доме в целом, и дом в свою очередь заботится о вас.
– Если бы Вам довелось сегодня выбирать школу дизайна, какую бы Вы выбрали?
– Я вообще не выбрал бы школу дизайна. Сегодня рынок перенасыщен дизайнерами и проектировщиками. В большинстве случаев они выходят из школ без необходимого обучения. Школы и учреждения должны учить, что дизайн – это понятие очень широкое, от мебели до социальных вопросов или даже способа мышления в целом. Чтобы самоутверждаться в области дизайна, необходимо проектировать продукты, которые полезны для конечного потребителя, не для журналов по дизайну. Если бы я действительно должен был выбрать школу, я склонялся бы к ECAL в Лозанне. Поскольку, возможно, это единственное заведение, которое дает возможность действительно находиться на прямой связи с промышленностью. Моя идея дизайна, особенно в области предметного дизайна, связана с последовательным воспроизводством. Мы работаем с промышленностью. Как сказал Маджистретти, «Компания – мать, дизайнер – отец».
– Но разве у дизайнеров не возникает время от времени потребность сделать объекты «не под промышленность»?
– Да, бывает. Я делаю такие иногда. А Марк Ньюсон, например, спроектировал мраморную книжную полку для Gagosian, которую продал за 550000$. Ее рассматривали уже как предмет искусства, но я не соглашусь с тем, что это должно стать нормой для дизайнера. Это – высокое мастерство, проданное по безумным ценам. У искусства нет границ, а у дизайна их очень много.
– Какая из выставок по дизайну для Вас особенно важна?
– Милан определенно важная ярмарка. Но она слишком огромна. Здесь, в Стокгольме, у каждого есть возможность поговорить с людьми, насладиться своим временем, увидеть то, что вокруг. В Милане это невозможно. Вы должны бежать. Вы всегда спешите. Больше всего мне нравится в Токио.
– Что является самым интересным для Вас в Токио?
– Япония удивительна. Для европейского парня это фантастическая возможность обнаружить, с какой точностью могут быть сделаны вещи. Фактически я начинаю делать проект с Oki Sato (японский дизайнер, основатель компании NENDO – прим. автора). Я сказал: «Оки, мы – новое поколение. В прошлом был Этторе Соттсасс и Сиро Курамата, у них была совместная выставка. И Джаспер Моррисон с Наото Фукасава. Но эти люди лишь совместно показали свою работу, они ничего не проектировали вместе. Мы можем попытаться спроектировать нечто». И он сказал «Да-да!» Таким образом, мы начали прокладывать себе новый путь, и это фантастически интересно.
– Как вы выстраиваете сотрудничество?
– Оки сказал мне, что в Японии в прошлом был формат поэзии, названный renga: это когда один поэт пошлет первые три предложения другому поэту, а второй ответит ему еще двумя предложениями. Мы попытались работать таким же образом. Он послал мне некоторые эскизы, я работал над его эскизами и затем передал их обратно. В то же время я послал ему свои эскизы, и он работал над ними и передал обратно их мне. Это действительно хороший способ работать, очень естественно и забавно.
– А как Вам Нью-Йорк?
– Если говорить о выставках, то есть три крупные выставки, которые действительно важны. Это Токио, Милан и Нью-Йорк. Посетив эти три Недели Дизайна, вы фактически охватываете три разных мира. Это действительно интересно. Нью-Йорк я считаю исключительно захватывающим. Есть некоторые места на планете, которые нужно непременно посетить, и Нью-Йорк – одно из этих мест. Вы почувствуете уже в воздухе его необычность. Есть много хорошей энергии непосредственно от города и от того, что происходит там. Для меня Нью-Йорк – город-тенденция. Но я все же считаю Токио самым вдохновляющим.
– Если говорить о Вашей последней работе в сфере именно дизайна светильников – лампе «Фондю». В чем ее нетривиальность на Ваш взгляд, как творца?
– Понятно, что прообразом стал традиционный европейский котел фондю, источник тепла, необходимый для того, чтобы медленно расплавить сыр. Лампа «Фондю» – это слитые воедино традиции южной и северной Европы. Стеклянный абажур цвета янтаря сделан так, чтобы напомнить форму котлов для фондю. Металлический элемент закреплен в центре, и поддерживает горизонтально расположенную лампочку. Кабель может быть присоединен таким образом, что лампа будет питаться из источника на потолке или на полу, и сам он стал особенностью лампы. Обычно кабель скрывают или делают менее очевидным, но здесь я пошел другим путем.
– Откройте самый неожиданный факт о Вас.
– Мне реально нравятся ароматические свечи и духи (улыбается).
– Вы читаете дизайнерские блоги? Можете порекомендовать какой-нибудь?
– Нет, я не читаю блогов.
– Банальный вопрос: что служит источником вдохновения для Вас?
– Нет никакого особого рецепта. Я люблю путешествовать, открыт для новых событий, но при этом никогда не забываю мое происхождение. Путешествие дает мне энергию, оно дает представление о том, как устроен мир, и оно позволяет мне понять, как будущее соотносится с прошлым и со мной как личностью.
Похожие Записи
« ГРАД LED-55-1/1.3-С. Обзор светодиодного уличного светильника от компании Четыре Света ies файлы: измерить нельзя редактировать. Исследование причин редактирования файлов фотометрических данных »