led

ОСТОРОЖНО, МОДЕРН!

Май 6 • Аналитика • 7263 Просмотров •

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Понятие «ретрофит» несмотря на старомодную приставку «ретро», подразумевает модернизацию, когда к уже существующей технологии добавляется что-то новое. Пришедшие на смену лампочке Эдиссона светодиоды в силу многих причин пока не могут мгновенно заменить все источники света. И на светотехнический рынок выходят лампы для замены — со светодиодной начинкой, но обычными оптикой и цоколем образца 1909 года. Мнения экспертов относительно судьбы ретрофитов расходятся. Одни утверждают, что мера эта — временная, и вместе с модернизацией освещения такие «гибриды» канут в Лету. Другие уверены — у ретрофитов всегда найдется своя полка в замысловатом шкафу светотехнического рынка. Тем временем аналитическое агентство Strategies Unlimited провело свое независимое исследование по данному вопросу.

 

Екатерина Евстратеева

 

Екатерина Евстратеева, katyae@pennwell.com Аналитик Strategies Unlimited, USA

 

Опубликовано в журнале Lumen&ExpertUnion №1, 2013

Strategies Unlimited является крупнейшим мировым аналитическим агентством, которое занимается исследованиями в светотехнике с 1979 года. Прогнозы компании определяют стратегию развития крупнейших игроков светотехнического рынка США, Европы, Японии и Китая. До российского рынка эксперты пока не добрались, что, впрочем, ничуть не умаляет ценности аналитических выкладок Strategies Unlimited и для отечественного производителя. Несмотря на российскую специфику, все, что случается за рубежом имеет свойство повторяться на отечественном рынке с разницей примерно в два-три года. Так что заглянуть в копилку мировой светотехнической мысли все же стоит. Какое место в ней отведено ретрофитам?

Как уже говорилось выше, ретрофиты от светотехники являются модернизацией существующих систем освещения путем добавления новых технологий, например, светодиодов. В своей классификации, они в целом «повторяют» традиционные источники света. Так, на рынке светотехники представлены светодиодные лампы А19 — полный аналог традиционной лампочки Ильича, лампы PAR с алюминиевым параболическим отражателем, MR16 —, аналог галогенных ламп, все лампы, декоративного освещения и светодиодные лампы идентичные Т5 или Т8 линейным люминесцентным лампам с ПРА.

Зачем и кому захотелось «повторить» традиционные лампы, в более дорогом, хотя и эффективном светодиодном исполнении? На арену светотехнического рынка ретрофиты вышли под воздействием разного рода факторов. По сравнению с третьим кварталом 2010 года, в 2011 году стоимость готовых светодиодов снизилась на 35-40%. Это было вызвано снижением спроса на производство LED дисплеев. Продолжается вывод с рынка ламп накаливания. С 1 сентября 2012 года в Европе выводятся из оборота лампы мощностью 40 и 25Вт, в США и Китае — стоваттные. Все крупные производители осветительного оборудования объявили о предложении на рынках светодиодных ламп для замены 75—?100Вт ламп накаливания. А 40Вт светодиодные лампы во многих странах уже можно купить за 10 долларов или евро.

Если рассматривать место ретрофитов в общем сегменте светодиодного освещения, в 2011 году LED ретрофиты составляли в нем 21%. В денежном эквиваленте это составляет чуть больше двух миллиардов долларов (2,117 млрд долл.). Доля светодиодных светильников соответственно равна 79% или 7, 768 миллиардов долларов в денежном эквиваленте (рис.1).

Какие из ретрофитов наиболее продаваемые? Исследования Strategies Unlimited дают четкий ответ: светодиодные лампы А19. Их доля в общей сумме в 2,1 миллиарда долларов составила почти половину — 909 миллионов. Второе место у светодиодных ламп т-5 и т-8. Их распродали на сумму в 520 миллионов долларов. Лампы PAR и MR16 заняли третье и четвертое места соответственно, «заработав» 334 и 259 миллионов долларов. На почетном последнем месте обосновались ретрофиты для декоративного освещения. Их вклад в общую долю составил «скромные» 82 миллиона долларов. Каждый вид ламп, при этом, имеет разную популярность в зависимости от географического региона. Первое место в японском рейтинге популярности занимают лампы А19 (76%). На европейском Олимпе — LED PAR лампы (53%) и MR16 (40%). Светодиодные лампы, идентичные Т5 и Т8 линейным люминесцентным лампам, пользуются успехом в Японии и Китае (34% и 21% соответственно). Весьма удивительна география доходов рынка LED ретрофитов. Пальма первенства выглядела бы логичнее в руках Китая, с его практически полуторамиллиардным населением и бешеными темпами экономического роста. Однако лидером покупок светодиодных ламп для замены традиционных источников света стала Япония, раскошелившаяся на 952 миллиона долларов. Компактные люминесцентные лампы обходятся японцам достаточно дорого. Они стоят в 6 раз больше чем в соседнем Китае. Что пропорционально увеличивает симпатию к светодиодам.

Еще одним фактором, сыгравшим в пользу светодиодов, стала печально известная авария на атомной электростанции Фукусима-1, после которой требования к энергосбережению значительно ужесточились. Поэтому светодиодные лампы широко представлены в крупных сетевых магазинах и не только. Надо отдать должное и японским производителям скрупулезно и доступно объясняющим покупателям преимущества LED ретрофитов (рис. 2).

Объяснение преимущества ретрофитов

Объяснение преимущества ретрофитов

На втором месте по доходам в секторе ретрофитов находится Европа. Оборот европейского рынка составляет 520 миллионов долларов. Североамериканский сектор рынка занимает почетное третье место с оборотом в 307 миллионов долларов. Несмотря на то, что светодиодная продукция здесь такая же доступная, в этом секторе имеется серьезный конкурент в виде компактных люминесцентных ламп, которые, к тому же еще и гораздо дешевле (рис. 3).

Конкуренция с КЛЛ

Конкуренция с КЛЛ

Средняя стоимость светодиодной лампы-ретрофита колеблется в районе 20 долларов. Компактная люминесцентная лампа стоит 5-7 долларов. При этом американскому покупателю не объясняют, для чего нужно потратить большую сумму на светодиодную лампу, вместо того, чтобы сэкономить на КЛЛ. Да и проблема энергосбережения в освещении жилых помещений не является краеугольным камнем экономии. Как правило, среднестатистический американец пользуется домашним освещением 2—3 часа в сутки. Что превращает окупаемость светодиодной лампы в абсурд. На четвертом месте по доходам в секторе ретрофитов находится Китай (190 миллионов долларов).

Конкуренты намного дешевле

Конкуренты намного дешевле

Столь скромные результаты китайского сектора компенсируются высоким среднегодовым ростом. Strategies Unlimited прогнозирует 44% годовой рост китайского рынка светодиодных ламп для замены традиционных источников света в период с 2011 по 2016 годы. По сравнению с Европой и США, где рост составит 30 и 29 процентов соответственно, а особенно с лидером продаж — Японией (15%) подобная интенсивность впечатляет. Впрочем, ничего удивительного. Китайское правительство, взяв курс на энергосбережение, сделало светодиоды приоритетной энергоэффективной технологией и субсидирует производителей светодиодных ламп, в числе которых ретрофиты MR16 и PAR. Китай — самая крупная страна по численности населения в мире, на его территории находится самый густонаселённый город — Шанхай, в котором проживает 23 миллиона человек. Еще в десяти городах (Пекин, Гонконг, Чунцин и др.) население превысило отметку в 10 миллионов человек. По темпам строительства и количеству зданий Китай также занимает первое место в мире. В отличие от жителей Европы или США, китайцы менее щепетильно относятся и к качеству света. Если в Старом (да и Новом тоже) Свете предпочитают мягкие теплые тона, высокий индекс цветопередачи (CRI), что связано с высоким уровнем жизни и достатка, то более бедный азиатско-тихоокеанский регион в большинстве своем довольствуется принципом «есть свет — и хорошо». Кроме того, в 2011 году цена на линейные светодиодные лампы снизилась в среднем на 20%. Это дало возможность окупать производственные проекты в кратчайшие сроки — за год или менее. Что в свою очередь вызвало устойчивый рост ретрофитных проектов в промышленном секторе и розничной торговле.

По прогнозам Strategies Unlimited, объемы продаж всех видов ламп для замены стандартных источников света будут неуклонно расти. Исключение составят лампы «А», идентичные стандартным лампам накаливания. Вплоть до 2013 года динамика роста доходов будет положительной и перевалит за отметку в 1,2 миллиарда долларов. Однако с 2013 по 2016 начнет снижаться и в конце отчетного периода недотянет и до 1 миллиарда.(рис.4). Это прогноз мирового рынка и снижение по нашим прогнозам будет результатом стабилизации рынка Японии, где лампы А19 сейчас продаются самыми быстрыми темпами и к 2014 пойдут на убыль.

Ложку дегтя в медовые картины роста как всегда добавила конкуренция. Несмотря на запрет 100 ваттных ламп накаливания и прочие меры по энергосбережению, светодиодные лампы не стали единоличными властителями светотехнического рынка. Серьезнейшим конкурентом являются люминесцентные лампы — линейные и компактные. По ряду характеристик они ненамного уступают светодиодным, но при этом стоят дешевле.

И все же вполне определенная ниша у LED ретрофитов есть. И хотя они — всего лишь еще одна ступень в переходе на светодиодные технологии, но ступень важная и необходимая. Пока еще светодиодные лампы для замены традиционных источников света не заняли своей ценовой ниши, приемлемой для массовых продаж. Однако проведенные исследования показали, что при стоимости светодиодной лампы от 10 у.е. и ниже у потребителей возникает к ней интерес. По опыту компактных люминесцентных ламп, переломный момент наступил на отметке в 3 доллара за штуку. Но для этого им потребовалось долгих тридцать лет. Несмотря на широкую поддержку государственных, коммерческих и общественных структур во всем мире, многочисленные субсидии и меры правового регулирования, точные сроки «прорыва» светодиодных ретрофитов на мировой рынок светотехники пока предсказать сложно. Существенную роль здесь играют государственная поддержка, темпы развития экономики и требования к освещению.
В этом смысле примеры Японии и своеобразная ситуация на рынке Тайваня уникальны и не могут служить примером для других стран.

Конечно, развитие рынка ретрофитов потребует значительных финансовых вливаний, как в саму продукцию, так и в ее производство. И поддержка государства сыграет здесь решающую роль. Одним из главных направлений роста рынка ретрофитов в развитых странах станет модернизация зданий. А новостройки будут способствовать росту этого сегмента рынка освещения в развивающихся странах .

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »

(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter33329553 = new Ya.Metrika({ id:33329553, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script")[0], s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://mc.yandex.ru/metrika/watch.js"; if (w.opera == "[object Opera]") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");