Герберт Цибульска

Не заслоняя звезд. Проект освещения смотровой площадки

Окт 16 • Вокруг Света • 7824 Просмотров •

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (14 votes, average: 4,86 out of 5)
Загрузка...
Опубликовано в журнале Lumen&ExpertUnion №2 2013

 

Герберт Цибульска (Herbert Cybulska) — один из самых интересных современных светодизайнеров, известный всему миру. В Германии, на родине дизайнера, его талант чрезвычайно ценят. Особенно хорошо работы Герберта известны поклонникам театрального искусства, поскольку по большей части его деятельность связана со светосценариями для спектаклей. Однако и то, что он делает в области архитектуры и в сфере разнообразных светообъектов для выставок, никого не оставляет равнодушным.

Настоящим событием для многих стала его работа в рамках фестиваля световых инсталляций Lichtstr?me 2011, где появился проект освещения, сделанный Гербертом Цибульска для смотровой платформы в парке замка Ehrenbreitstein в городе Кобленц, Германия. Проект был удостоен награды Lichtdesign-Preis 2012 в номинации «События и выставки».

 

ПРОЕКТ ОСВЕЩЕНИЯ СМОТРОВОЙ ПЛОЩАДКИ

Не секрет, что открывать летний светский сезон именно выставкой цветов и ландшафтного дизайна в Европе считается хорошим тоном. Однако немцы, изрядно проигрывая по креативности садовых композиций законодателям цветочной моды — англичанам и голландцам — все-таки обошли их по части зрелищности таких садовых шоу: они добавили к дневной экспозиции растений еще и вечернее действо, связанное со световыми инсталляциями.

Герберт Цибульска. Смотровая платформа

Герберт Цибульска. Смотровая платформа

Для того чтобы у посетителей выставки была возможность лучше рассмотреть парк замка и садовые экспозиции, было воздвигнуто специальное архитектурное сооружение — платформа для обзора. Конструкция, бесспорно, современная, выполненная в духе дружественного природе строительства. Во всяком случае, она не подавляет своей монументальностью: визуально легкая, конструкция выполнена из древесины, большие площади остекления позволяют, действительно, видеть все с высоты полета ласточки перед дождем. Вид из окон платформы открывается не только на замок, но и на речную долину.

То, что сделал Герберт Цибульска, иначе как чудом не назовешь: взглянув на здание при дневном освещении и увидев его с вечерней подсветкой, не сразу понимаешь, что это одно и то же строение. А ведь для сотворения чуда понадобилось не так много: внешнюю окантовку платформы маэстро света выполнил с помощью светодиодных линеек чистого белого цвета, а внутри применил освещение в темном красном цвете. Волшебным образом платформа стала нежно сиять, как прозрачная елочная игрушка из красного стекла, позади которой горит рождественская свеча. Свет подчеркнул, и весьма деликатно, прозрачность здания.

Просмотр световых инсталляций, а их было восемь, от разных светодизайнеров, в дни выставки начинался в 21 час вечера и заканчивался в полночь. Закат в это время года (май-месяц) в Кобленце наступал примерно в 21.30. И хотя платформа была далеко заметна из темноты, она, тем не менее, светила настолько деликатно, что ее свет не мешал собравшимся видеть звездное небо. Окантовка деревянной конструкции — светодиоды нейтрально белого цвета — были установлены в алюминиевые профили, таким образом, поток света шел только в определенном направлении. Помимо этого, светодиодные ленты были регулируемыми, и интенсивность освещения менялась в зависимости от обстоятельств. Этот момент, момент бережного отношения к окружающей среде, возможность соблюсти и эстетику, и функциональность, избежав при этом светового загрязнения, был отдельно отмечен комиссией, присуждавшей призы.

Герберт Цибульска. Смотровая платформа

Герберт Цибульска. Смотровая платформа

Интерьерное освещение в данном случае очень напоминает театральное, что неудивительно — как уже было сказано, Герберт Цибульска, прежде всего, работает в области театрального освещения. Внутри смотровой платформы легко можно представить себе постановку любой трагической пьесы Шекспира, особенно в некой авангардной интерпретации.

Очень правильным решением стал выбор цвета: красный здесь уместен, как никакой другой. С одной стороны, он позволяет изнутри помещения всматриваться в темноту, без ущерба для остроты зрения. С другой — он облагораживает древесину, которая, при всей ее экологичности, слишком простовата для интерьера такого интересного с точки зрения архитектуры сооружения.
Сама расстановка точечных светильников красного цвета является как бы продолжением архитектуры здания — перекрещивающиеся на полу лучи повторяют его формы. При этом в светосценарии нет ничего сугубо эстетического, «красоты ради красоты» — все предельно функционально. Помимо прочего, светодизайнер установил диммеры как снаружи, так и внутри, и свет можно было отрегулировать без особых усилий.

Сам Герберт Цибульска считает, что он создал для этого «наблюдательного пункта» очень сдержанный световой сценарий: «Мы привыкли к тому, что города дают постоянный рассеянный свет, достаточно яркий. Нельзя читать газету, но при этом мы и не спотыкаемся. Но мы забываем о том, что гораздо важнее для человека иметь возможность видеть звездное небо. Я в этой работе пытался выделить несколько областей платформы посредством использования белых светодиодных светильников и участков интерьера с красными областями, при этом четко отслеживая именно мягкость объекта в плане его отношений со средой».

Герберт Цибульска. Смотровая платформа

Герберт Цибульска. Смотровая платформа

Замысел оказался весьма успешен. С одной стороны, красный свет словно бы втягивал посетителя наверх, непосредственно к лестнице, а сияние платформы снизу наводило на мысли о приземлившемся здесь, по случаю фестиваля, НЛО.

Световые инсталляции едва ли не обошли по популярности дневную экспозицию по ландшафтному дизайну. Тем более, что любящие порядок немцы, наилучшим образом выстроили коммуникации: на время выставки именно в вечерние часы работала канатная дорога, позволяющая прибыть сразу в эпицентр «Световых потоков» (именно так переводится слово Lichtstr?me).

Кто-то из немецких журналистов, глядя на проект Герберта Цибульска, сказал, что речь идет скорее о Darkness-дизайне, чем о Lighting-дизайне. Кураторы выставки сформулировали это более по-деловому: «В светосценарии Герберта Цибульска изменяется форма проявления архитектурного строения: его прозрачные качества подчеркиваются, и отодвигают материальные свойства далеко на задний план».

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »

(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter33329553 = new Ya.Metrika({ id:33329553, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script")[0], s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://mc.yandex.ru/metrika/watch.js"; if (w.opera == "[object Opera]") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");