Проект освещения церкви Epiphanias во Франкфурте
Опубликовано в журнале Lumen&ExpertUnion №2 2013
Во Франкфурте, на одном из основных путей въезда в город по направлению к Немецкой библиотеке, стоит церковь, мимо которой ежедневно проезжают тысячи человек. Все эти люди знают, там стоит башня, церковная башня, но они не идентифицируют здание в целом как церковь. Начиная с мая и вплоть до октября части главного нефа закрыты деревьями, но даже зимой, без зелени листвы, его трудно распознать. Церковь перестраивалась, и ее половинки настолько противоречат друг другу, что не воспринимаются как единое целое.
Речь идет о церкви Epiphanias, построенной в 1904 году едва ли не в самой популярной жилой зоне Франкфурта тех времен — Nordend. В районе проживала состоятельная буржуазия. Возведенное на рубеже веков здание не пережило Вторую мировую — в него попала бомба. Но если в Берлине оставшиеся после массированных авиа-налетов развалины никто не трогал, и со временем груда обломков превратилась в мемориал, то прагматичные жители Франкфурта свою небольшую церковь восстановили. В качестве материала для реставрации, после долгих дискуссий, был выбран бетон, тогда как изначально церковь строилась из кирпича. Это стало серьезным диссонансом в облике строения.
Проект освещения церкви Epiphanias
Epiphanias обрела вторую жизнь после того, как Герберт Цибульска создал для нее свой проект освещения церкви и светосценарий. Для автора проекта это здание было не просто культовым сооружением — оно отражало все вехи немецкой истории, прожитой страной в XX веке. Тот факт, что зрителями нового светопроекта станут не только сами жители района Nordend, но и посетители отраслевой выставки Light&Building, в том числе азиатские, африканские и австралийские коллеги, был предсказуем. И изначально проект строился таким образом, чтобы всеми возможными невербальными способами донести до всех без исключения историческую суть этой восстановленной церкви. Заметим, что посетителями светового шоу были несколько сотен посетителей ежевечерне.
Сливающиеся спокойные огни и звуки внезапно сменялись обращающими на себя внимание резкими акустическими и оптическими акцентами, которые словно бы звали зрителей за собой, в некое путешествие. Старые конструктивные элементы, неоготические окна и прямоугольники старинных кирпичей как будто прошли испытание сконцентрированным светом. И напротив, темнота и тишина, отчужденное зеленоватое сияние свечей составляли контраст с бетонной архитектурой пятидесятых. Театральными средствами была показана связь поколений. При этом все, кто стал свидетелем происходящего, отметили тщательнейшую дозировку и собственно освещения, и количества красок, создавших в целом некую картину мужества темноты.
Интрига при создании проекта освещения церкви заключалась еще и в том, что свет в храме любой конфессии всегда является прежде всего образом небесного, Божественного света. Внутреннее освещение никогда не предназначалось для иллюминации храма в обыденном смысле, то есть для того, чтобы было светло. Внешний же свет допускался внутрь храма как образ света невещественного и помогал понять отношение церкви к природному свету.
Герберт Цибульска, приступая к проекту освещения церкви в рамках выставки Light&Buildings 2004, руководствовался следующим: «Освещение внутри зданий и снаружи выполняет различные функции. Оно может быть сугубо функциональным, от освещения декораций в театре до света для чтения в библиотеке; оно может создавать настроение, от праздничного освещения банкетного зала до декорации витрин; но, помимо этого, оно может пояснять даже отсутствующие структуры». В данном случае за счет светосценария была создана четкая интерпретации не вполне понятного с точки зрения архитектуры объекта. В итоге, эти «две церкви», старая кирпичная и построенная в 1954 году бетонная, стали единым «учебником истории».
Наряду с классическими приборами для освещения, взятыми из опыта театральной осветительной деятельности, в церкви Epiphanias применялись MARTIN MAC 2000 и некоторое количество MAC 600 exterior, оба спонсировались MARTIN Professional gesponsert. Использовались классический галогенный свет, традиционные прожекторы, лампы дневного освещения, цветные динамические системы и высококачественные профильные прожекторы.
Франкфурт был очень сильно разрушен в годы последней войны. Многое было снесено в послевоенные годы, согласно современной динамике города. В течение последних лет много зданий, вместо восстановления, взрывались, чтобы увеличить сборы денег. «Жадный банковский город питается своей историей» — сказал Герберт Цибульска по этому поводу. Однако церковь Epiphaniaskirche пережила все эти беды, а свет подарил ей абсолютно другую историю.
На фотографиях хорошо видно, как радикально меняется интерьер от цвета ламп и от интенсивности освещения. По сути, свет насытил церковь множеством разных историй. Таким образом, показано, что динамичный светосценарий — нечто такое, что позволяет перейти от обычного архитектурного освещения к трепетной театральной инсценировке.
Похожие Записи
« Не заслоняя звезд. Проект освещения смотровой площадки Освещение скульптуры Рабочий и колхозница. Все тонкости реализованного проекта »