Дмитрий Пантюшин: «Умный» свет — это не только комфорт и безопасность, но и экономия»

Дмитрий Пантюшин: «Умный» свет — это не только комфорт и безопасность, но и экономия

Дек 12 • L[PRO]SPECTU, Новости, Особенное, Персона [LUM], Статьи • 1300 Просмотров •

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (8 votes, average: 4,50 out of 5)
Загрузка...

Эксклюзивное интервью Дмитрия Пантюшина, директора по работе с государственными заказчиками компании Signify журналу Lumen

Что представляет собой система «умный» город?
Дмитрий Пантюшин: Вопрос очень емкий, и ответить на него однозначно практически невозможно. Единого определения, что такое «умный» город, пока не сформулировано. Эта концепция находится в непрерывном развитии и постоянно обновляется. На сегодняшний день можно говорить о таких элементах «умного» города как управление освещением, голосовое информирование, система распознавания уровня загрязнения воздуха, навигация и телеметрия, управление движением автомобилей, аварийное реагирование, цифровая реклама и многих других. Все эти компоненты так или иначе взаимосвязаны и дополняют друг друга. Так, при повышении уровня загрязнения воздуха на городских светильниках может загораться красная лампа. Аналогичным образом могут срабатывать оповещения о затруднениях движения на дорогах. И всё это управляется единой системой.

Главная задача «умных» систем состоит в том, чтобы сделать город комфортным и безопасным для жизни. Например, камеры в центре Москвы фиксируют нахождение автомобиля в запрещенной для парковки зоне дольше десяти секунд. Цель городских властей не собрать как можно больше штрафов, а избежать сбоев в движении транспорта. Это помогает людям добираться до пунктов назначения быстрее. В итоге столица становится более комфортной и удобной для жизни и, как следствие, более безопасной.

Для чего городам нужно «умное» освещение?
Дмитрий: Я поддерживаю следующий принцип: свет нужен там, где и когда он необходим, в тех количествах, в которых он необходим, и той цветовой температуры, которая подходит для конкретной ситуации. «Умное» освещение как нельзя лучше отражает этот подход. Это не только диммирование в часы пик или снижение пешеходного потока на улицах. «Умное» освещение предоставляет много других возможностей, например, использование интегрированных камер видеонаблюдения, создание комфортной атмосферы для горожан, изменение цветовой температуры городского освещения от 2700 К до 5700 К, при наличии технической возможности у светильников.

«Умный» свет — это не только комфортный и безопасный город для жителей, но и экономия денежных средств для муниципальных властей. Это достаточно редкий случай взаимной выгоды, когда при существенной финансовой экономии для городского бюджета, люди получают набор определенных инфраструктурных ценностей.

Что государство делает для модернизации освещения в России? Существуют ли программы поддержки развития осветительных технологий?
Дмитрий: В течение последних двух лет мы наблюдаем настоящий бум дорожного строительства с использованием как светодиодного, так и традиционного освещения. Государственных программ поддержки много. Есть национальные программы по улучшению освещенности трасс, программы по развитию федеральных и региональных дорог. Растет процент общей освещенности дорог в стране. Идет не только обновление светильников, но и внедрение систем управления.

Модернизация дорожного освещения в России также идет полным ходом. Тут важно отметить, что произошел переход от «революционной» модернизации, когда нужно просто установить оборудование в максимально короткие сроки, к эволюционной модели, предполагающей, что каждый город разрабатывает свою собственную световую среду. Например, в Москве функциональное освещение имеет цветовую температуру 2700-3000 К, это привычный нашему глазу желтоватый цвет. При этом во дворах свет может иметь более нейтральную или даже холодную цветовую температуру, способствующую концентрации внимания.

Каким образом необходимо усовершенствовать нормативно-техническую базу для повышения качества городской среды с учетом передового мирового опыта?
Дмитрий: В первую очередь хочу отметить, что совершенствовать нормативно-техническую базу нужно постоянно. Большинство норм прописано для уже устаревших технологий и требует адаптации. Наука не стоит на месте, и то, что сегодня мы считаем инновациями, завтра становится вполне обыденным явлением. Именно поэтому обновлять нормативно-техническую базу нужно с опережением. Каждые полгода появляются всё более совершенные световые установки и системы управления, которые позволяют экономить больше средств и дают возможность взглянуть на освещение по-новому. Эти процессы должны находить отражение в технических требованиях к осветительным приборам и системам. Государство ведет диалог с коммерческими структурами, чтобы совместно определять, какие технологии необходимо внедрять и какие ограничения вводить.

Что делается в передовых странах для поддержки развития светодиодного освещения на государственном уровне? Что более распространено: финансирование или предоставление льготных условий?
Дмитрий: Льготных условий для внедрения светодиодов нет. Тем не менее мы как лидер в области освещения ежегодно продаем сотни тысяч светоточек и видим, что спрос на LED-решения увеличивается повсеместно  при этом выделить одну конкретную страну, занимающую ведущие позиции в этой области, сложно. И государства, и муниципалитеты на своем уровне стремятся сделать освещение «умным» и экономичным, и, надо отметить, результаты превосходят все ожидания. Так, в Джакарте, столице Индонезии, было заменено 90 тысяч уличных светильников, в США реализуются масштабные проекты по внедрению светодиодов, а в Европе идет замена дорожного освещения на светодиодные интеллектуальные системы и создаются центры по управлению ими.

Как Вы оцениваете перспективы «умного» освещения в России?
Дмитрий: Повторюсь, что для развития систем освещения в нашей стране необходимо усовершенствовать законодательную и нормативно-техническую базу. Важна защищенность финансовых инструментов, таких как государственно-частное партнерство и энергосервисные контракты. В Европе и США существуют механизмы, которые позволяют частным компаниям реализовать большие программы благодаря налоговым льготам и выгодным условиям государственно-частного партнерства. У нас эти модели пока уязвимы, поэтому всё зависит от первоначальных инвестиций со стороны муниципалитетов. Основное препятствие для внедрения «умного» освещения  недостаток финансовых возможностей. Однако когда будут налажены механизмы финансового лизинга, энергосервисных проектов и ГЧП, в России, как мне кажется, произойдет «световая» революция, и регионы преобразятся благодаря новому освещению.

Почему важно переходить на LED-решения?
Дмитрий: Начну с того, что свет – это эмоции. Освещение дает нам чувство комфорта и безопасности или, наоборот, заставляет сконцентрироваться. Светодиодные технологии помогают создавать удобную и безопасную среду для людей, а государственным структурам  экономить бюджетные средства.

Очень сложно без профессиональной подготовки оценить качество освещения, но если заняться изучением этого вопроса, например, из каких цветов состоит свет, мы узнаем, в частности, что переизбыток синего негативно влияет на сетчатку глаза. Поэтому важно использовать качественные решения с правильными компонентами. У компании Signify есть программа Eye Comfort, согласно которой все лампы проходят лабораторные испытания и безопасны для глаз.

Также я считаю важным и необходимым повышать уровень осведомленности людей о правилах и принципах правильного освещения, сделать это частью школьной программы.

Существуют ли ограничения по внедрению светодиодов в городскую среду?
Дмитрий: Если бы мне задали этот вопрос три года назад, я бы рассказал вам о различных ограничениях. Сегодня же светодиодное освещение можно использовать, где угодно. Например, на дворовых хоккейных площадках одной из европейских стран запустили регулирование светового потока с помощью мобильного приложения и интеллектуальных систем. Это приложение могут скачать все желающие, зарегистрироваться за символическую сумму и «забронировать» освещение на определенное время. Это экономит электроэнергию и дает муниципалитетам небольшой дополнительный доход, а дворовые пространства становятся более привлекательными для жителей. Мы хотим предложить такую же программу в России.

Многие малые города России обладают уникальным историческим и культурным наследием, но отсутствие необходимой инфраструктуры мешает им развиваться. Существуют ли проекты по внедрению интеллектуальных световых решений в таких городах?
Дмитрий: Как я уже рассказал, каждый город самостоятельно формирует свою световую среду и выбирает не просто формат «умного» освещения, а целую платформу «умного» города. Каждый из малых городов имеет свой уникальный характер и культурные памятники, а световые решения должны подчёркивать эти особенности. Кроме того, важно принимать во внимание, что «умное» освещение городов касается не только улиц. Это и архитектурное освещение, садово-парковое и ландшафтное, фасадное освещение, подсветка памятников культуры. Для того чтобы эффективно реализовать программу по обновлению систем освещения, необходимо сверяться с генеральным планом города, а также программами по его развитию. Мы получаем много запросов на модернизацию, и я хочу отметить, что они поступают уже с конкретными задачами и ожидаемыми результатами.

Как Вы оцениваете потенциал развития проектов энергосервиса в России?
Дмитрий: Энергосервисных контрактов, заключённых в последнее время, не так много. Для роста их количества необходимы гарантии государства в виде нормативной базы и развития государственно-частного партнерства. Сфера уязвима, а инвестиции в энергоконтракты очень рискованны. При этом потенциал таких проектов высок. На сегодняшний день возможности замены ртутных ламп уже исчерпаны, поэтому нет возможности показать большую экономию. Конкуренция между газоразрядными источниками света и светодиодными светильниками также не демонстрирует заметного потенциала для снижения затрат.

Государству необходимо предоставлять больше гарантий светотехническим компаниям, а продолжительность энергосервисных контрактов должна быть увеличена с трёх-пяти лет до десяти-двадцати, как в европейских странах. На мой взгляд, эта тема заслуживает отдельной дискуссии и представляется очень перспективной как для инвесторов, так и для государства, поскольку позволит не только экономить деньги и развивать световую среду города, но и по-новому посмотреть на сервисную модель индустрии освещения.

Какой город в России можно назвать самым развитым с точки зрения оснащения светодиодами?
Дмитрий: Большое количество светодиодных светильников устанавливается в Москве. Это огромная площадка, открытая для инновационных световых технологий. Светодиоды можно увидеть на МКАДе, дорожных съездах, во дворах, на второстепенных магистралях. Садовое и Бульварное кольца почти полностью переоборудованы современными системами. За последние полтора года выросло потребление светодиодных технологий и в других городах России. Для нашей страны это настоящий прорыв.

Каковы главные проблемы в секторе российского дорожного освещения сегодня?
Дмитрий: Как таковых проблем несколько. В первую очередь необходимо отметить, что в России имеется большая вариативности кронштейнов, опор и расстояний между опорами, которые обусловлены большим количеством типов дорог. Поэтому применение светодиодных светильников на уже существующие места под светильники должно быть сделано только при осуществлении светотехнического проектирования, а не заменой светильников «один на один».

К примеру, сегодня на дорогах у многих светодиодных светильников нет поворотных кронштейнов, в том время как они необходимы, поскольку угол наклона для светодиодных светильников без регулируемого кронштейна может быть не более пяти градусов, а в реальности при установке на «старое» место он увеличивается до десяти-пятнадцати градусов и большое количество светового потока не используется эффективно и вызывает световое загрязнение.

Во-вторых, светодиодные светильники предоставляют возможность выбора разных оптических элементов, что используется не всегда корректно. Также, нельзя обойти стороной и проблемы выдерживания производителями заявленных технических характеристик, обновления нормативно-технической базы и отслеживания соблюдения единых стандартов.

Какие функции могут появится у систем управления освещением в ближайшем будущем?
Дмитрий: Источники света стали менее «капризными», и их возможности открывают большой простор для фантазии. Вероятно, в будущем мы откажемся от дорожного освещения и перейдем на светящееся дорожное полотно, уличные фонари будут производиться отдельно от опор, а фасады зданий обладать функцией световой иллюзии. Еще 25 лет назад никто не мог даже подумать о том, что сегодня стало частью повседневной жизни: светодиодный экран на компьютере, светодиодные фары у машин, чайники со светодиодными индикаторами и даже обувь со светодиодами. Свет стал интеллектуальным, и мы воспринимаем это как нормальное положение вещей, а технологии, которые мы считаем инновационными, уже завтра могут стать частью повседневности.

 

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »

(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter33329553 = new Ya.Metrika({ id:33329553, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script")[0], s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://mc.yandex.ru/metrika/watch.js"; if (w.opera == "[object Opera]") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");