Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

Сен 13 • Вокруг Света, Статьи • 2018 Просмотров •

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3,50 out of 5)
Загрузка...

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве.

В самом начале сентября школа светодизайна LIDS,  в честь дня своего рождения, предоставила уникальную возможность всем желающим — присоединиться к ночной бесплатной экскурсии по улицам и площадям  Москвы, которую провел руководитель школы, светодизайнер, член Международной ассоциации светодизайнеров IALD — Сергей Сизый. 

Пройтись по ночной Москве собрались дизайнеры, архитекторы, студенты, все, кого так или иначе привлекает тема света и городского освещения.

Цель пешеходной прогулки — знакомство с удачными и не очень примерами фасадного и городского освещения, с используемыми световыми эффектами и оборудованием.

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

 

Мы говорили о единой концепции светоцветовой среды города, о допущенных ошибках и возможностях их исправления, о принципах светового дизайна для исторической и современной архитектуры, а также о подходах к разработке концепции освещения.

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

 

Свой рассказ Сергей начал на Театральной площади со знакомства со зданием Большого театра, которое первое в Москве, еще до заката солнца, зажигает свое освещение. Мы подробно остановились на особенностях освещения этого объекта.  Важным архитектурным элементом театра являются колонны портика. Они белого цвета, что позволяет не освещать их, но при этом сохранить достаточную видимость. Антаблемент также не освещается для сохранения визуальной устойчивости, следуя принципу ордерной тектоники, чтобы не разрушать визуальную целостность здания. Основными приемами освещения, используемыми здесь, является прием выделения колонн за счет обратного яркостного контраста и принцип бестеневого освещения пространства портика, которое имитирует дневное освещение, только с отличной от дневной теплой цветовой температурой, что продиктовано цветом отделки здания.

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

 

Чтобы добиться этого эффекта, прожекторы, установленные в наименее доступной наблюдателю части фасада, заливают потолок, создавая отраженное освещение, заполняющее стену дальнего плана.  Светильники снабжены шторками, отсекающими свет, чтобы выступающие капители не создавали драматических фигурных теней. Фонари, установленные между колоннами, также создают мягкое, равномерное, освещение, за счет того, что источники света помещены в шарообразные рассеиватели, обеспечивающие равномерное светораспределение.

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

 

Стоит обратить внимание на окна. Когда в театре нет представлений – окна не горят, поэтому в каждом проеме стоит прожектор, заливающий его светом, что создает ощущение, что в здании идет спектакль.  Из минусов стоит отметить скользящее освещение, используемое для выделения барельефов фронтона — оно не равномерное и не обеспечивает бестеневого эффекта. По замыслу архитектора подразумевается, что музы, созданные на фронтоне, должны быть воздушными, парящими и романтичными, а существующее скользящее освещение создает грубые тени, при котором они теряют свою изящность и легкость. При освещении верхнего этажа — используется также «контряркостной» прием, при котором ярко освещается фон за бронзовыми статуями коней, создавая отрицательный контраст темного на светлом. Также освещены и скульптуры — свет направлен на задний план, а не на сами статуи, что позволяет сделать их освещение мягким, практически бестеневым. В конце был задан вопрос почему же боковые части здания остались без освещения? Можно предположить, что это сделано по аналогии с примыкающими, не освещенными зданиями Малого и Молодежного театров, что позволяет визуально выделить здание Большого театра из общей панорамы площади и заставить человека двигаться к освещенному зданию Большого.

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

 

Затем мы подошли к зданию ЦУМа — яркому примеру московской готики. Сергей отметил что это довольно смелый проект для центра Москвы, т.к. здесь допущено цветное освещение. Это пример эмоционального дизайна, в котором с помощью цвета и создаваемых образов затрагиваются эмоции и вызываются определенные ассоциации с эпохой. Здесь очень удачно выбран красный цвет, как нельзя лучше подходящий для готики, являющийся символическим, главным для того тревожного времени. Локальные приемы освещения рваного вертикального ритма еще больше подчеркивают характер архитектурного стиля. Из минусов следует отметить использование МГЛ, со временем теряющих первоначальные оттенки спектра, что наблюдается на некоторых участках. Не украшает здание и логотип ЦУМ, мешающий полному погружению в архитектурный образ готики.

Пройдя по Моховой до Тверской улицы, Сергей обратил наше внимание на примеры единой светоцветовой концепции Москвы, отметив, что даже освещение Тверской выполнено различными способами, порой не согласующимися с концепцией. Интересно следующее за «Националем» здание – отличный пример архитектурного освещения, в котором сочетаются различные цветовые температуры и оттенки: янтарный цвет нижнего яруса и теплый белый в верхнем ярусе здания.  Оба имеют теплый свет, но сильно отличаясь по яркости и оттенку, являются заметным контрастом друг другу и подчеркивают тектонику здания: тяжелый нижний ярус, который несет основную нагрузку, освещен менее ярко и более насыщенным янтарным оттенком, а верх освещен более холодным оттенком более высокой яркости.

Примером неудачного освещения является здание Библиотеки им. Ленина. Неровно подогнанные плиты фасада, которые не видны при рассеянном дневном освещении, при ночном освещении наоборот становятся заметны. Не самое лучшее решение — это выделение светом скульптур на верхнем ярусе здания с помощью резкого акцентирующего освещения. Похоже, что при разработке концепции не был проведен целостный анализ объекта, а освещение разрабатывалось отдельно для каждого архитектурного элемента.

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

 

Следующим зданием на нашем маршруте был дом Пашкова. Это здание более поздней архитектуры, чем здание Большого театра. Его отличает   множество ажурных, витиеватых деталей, которым хорошо подходит скользящее контрастное освещение, хотя своды и арки не выделены светом, поэтому несколько выпадают из общей композиции.

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

 

Нейтральный по отделке фасад освещен нейтральным белым светом. В целом складывается ощущение, что освещение здания не закончено и его еще предстоит доработать.

Обратили мы внимание и на освещение галереи Александра Шилова. Портик верхнего этажа здания залит янтарным светом от приборов с широким светораспределением, имитирующим освещение дневным светом. Но визуально это не кажется естественным, т.к. для такой ассоциации неверно выбран спектр. Попытка подражать дневному свету должна быть во всем: и в светораспределении, и в спектре, и в яркости, и в направлении светового потока. В данном случае теплый спектр не соответствует направлению сверху вниз. Логично было бы поменять натриевый оттенок – на нейтральный и наоборот.  Вообще, стоит запомнить это простое правило: направление света снизу вверх лучше подходит для теплых оттенков, а направление сверху вниз, имитируя дневное освещение, для более холодных оттенков.

Заслуживают внимания, недавно установленные на Моховой и на Волхонке светодиодные фонари, имеющие симметричное светораспределение, которое позволяет освещать одновременно и фасад, и улицу одним светильником. В этом случае можно и вовсе отказаться от дополнительного архитектурного освещения, созданного приборами, установленными на фасад здания. Такой рациональный подход может сэкономить городу не маленькие деньги.

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

 

На пути к Храму Христа Спасителя Сергей рассказал об интересном исследовании влияния воздушной перспективы на воспринимаемую яркость заливающего освещения. Данная тема была затронута на прошлой конференции PLDC 2015 в Риме, где был сделан вывод, что если основной точкой наблюдения здания является панорамное восприятие, то нужно увеличивать нормируемую яркость на 1-2 ступени (+ 50%), а если камерное – понижать на 1-2 ступени (- 50%). Это также согласуется и с тектоническим принципом визуального восприятия объекта, т.к. верхние части здания, воспринимаемые хорошо издалека, получаются более яркими, чем нижние, доступные только при ансамблевом и камерном восприятии.

Когда мы смотрели на здание ХХС издалека, оно не казалось нам таким ярким, но, когда мы находимся в ансамблевом восприятии, оно воспринимается довольно ярко, подходя ближе на камерное восприятие оно кажется нам даже запредельно ярким. Как же быть, как правильно выбрать яркость освещения в такой ситуации? Ответ кроется в анализе объекта, где мы определяемся с главной видовой точкой восприятия объекта и решаем, что важнее вид из далека или вид у входа? С одной стороны — это одно из самых высоких зданий в Москве, расположенное на возвышенности, с другой — это так же архитектурный объект туристического значения, воспринимаемого вблизи. В итоге в данном случае авторы концепции остановились на ярком варианте, а значит на панорамном восприятии.

Большой, чистый, светлый храм освещен холодным оттенком, создается ощущение, что он выполнен из белого мрамора. Здесь нет ни одного светильника, установленного на фасад –  освещение полностью выполнено приемом фронтального заливающего освещения с опор. При ближнем рассмотрении кажется, что храм не действует, хотя мы знаем, что это не так, это — главный храм для Русской Православной Церкви. Почему? Причина в отсутствии света в окнах. Освещение оконных проемов натриевым янтарным светом, ассоциирующимся с лампадами и свечами, позволило бы сделать храм более живым и подчеркнуть тот факт, что он действующий. Лики святых и скульптуры фасада можно было бы выделить, добавив отдельные приемы акцентирующего освещения с помощью светильников, размещенных на фасаде — здесь это допустимо, т.к. это здание новой постройки, а не исторический памятник архитектуры.

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

 

Привлекает внимание интересное освещение у здания на пересечении Гоголевского бульвара и Гагаринского переулка. Издалека оно выглядит ажурно, проработано, со множеством акцентов на отдельных архитектурных элементах. Здесь применено три вида освещения –диагональное омывающее освещение фасада, акцентирующее освещение отдельных элементов (колонн и межоконного пространства), а также освещение оконных проемов. В качестве теплого света здесь используется довольно дорогостоящая цветовая температура 2700 К.  Из недостатков, заметных при камерном восприятии, в глаза бросается большое нагромождение осветительного оборудования на фасаде здания, которого можно было избежать, если использовать более компактные низковольтные светильники.

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

 

Пройдя по Гоголевскому бульвару до Нового Арбата, мы упираемся в огромный медиафасад, в котором нормы допустимой яркости превышены в несколько раз. Когда он работает в белом режиме он фактически «убивает» цветное освещение ресторана Прага со стороны Нового Арбата. В 70-е годы эта улица олицетворяла все самое современное в Москве, а в начале второго десятилетия XXI века здесь появился первый медиафасад в Москве, установленный на «Книжках».

При ближнем рассмотрении на нем плохо угадывается картинка, т.к. его правильная точка восприятия — это пересечение Нового Арбата с Садовым кольцом. И хотя между рядами медиафасада целые этажи с балконами, со стороны Садового кольца, он смотрится единым полотном.

При этом, следует отметить, что световая композиция Нового Арбата наравне с Московским Кремлем являются главными источниками светового загрязнения в Москве, по которому можно ночью ориентироваться, если вы вдруг заблудились. В остальном, это не очень полезно для всех жителей и города.

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

 

На Старом Арбате Сергей отмечает, что, несмотря на свою историческую ценность, Арбат является улицей с довольно неосвещенными фасадами. Особое внимание заслуживает аптека с синим освещением в окнах. Идея равномерного цветного освещения витрин за счет интерьера в сочетании с теплым архитектурным освещением фасада, впервые использовала сеть аптек Гедеон-Рихтер . Со временем это стало весьма распространенным примером для привлечения внимания к объекту в часы, когда он не работает.

Особо важной доминантой перспективы Арбата, является здание МИД. При этом, со стороны пешеходной улицы это самое неосвещенное здание панорамы. Возможно, причина в том, что это здание особого назначения. Следует отметить, что со стороны главного фасад освещение МИД также выполнено не в полном соответствии с единой концепцией освещения Москвы, в отличии от здания МГУ и гостиницы «Украина»

Концепция фасадного освещения зданий Садового кольца предусматривает освещать венчающие карнизы домов золотистым оттенком. Однако, у всех свое понимание того, какой оттенок имеет золото – в результате на нескольких рядом стоящих зданиях мы видим разные оттенки золотистого. Например, у гостиницы «Золотое кольцо» установлено RGB оборудование, которое первоначально меняло цвета, теперь, учитывая требования концепции, цвет освещения заменили наиболее подходящим желтым: суммой красного и зеленого. Конечно, если бы освещение гостиницы разрабатывалось в наши дни, то скорее всего в проекте были бы заложены приборы с янтарными светодиодами.

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

 

С Бородинского моста открывается панорама на торговый центр «Европейский». Сергей рассказал, что концепция освещения этого известного объекта изначально предполагала использовать только холодные статичные цвета: синий для нижней части фасада и маджента для верхнего яруса, как два наиболее контрастных цвета фоновому янтарному уличному освещению, чтобы сделать здание доминантой данной видовой панорамы. К тому же маджента – символ роскоши и богатства. Изначально в концепции была предложена статичная идея освещения, не предполагающее цветодинамику, но в процессе реализации проекта, было установлено RGB оборудование – в результате, сегодня на Европейском мы видим далеко не сдержанный цветодинамический сценарий освещений, который не предполагался в концепции, разработанной Сергеем несколько лет назад. Кроме того, со временем система управления освещением здания перестала менять цвета синхронно и световой эффект стал больше напоминать дискотеку. Это яркий пример того, когда широкие возможности оборудования, используемые вне идей первоначальной концепции, портят все труды, проделанные светодизайнерами. Сергей также рассказал о непростой работе по пуско-наладке оборудования. Основной используемый прием – скользящее заливающее освещение, оборудование для которого необходимо было правильно настроить, выбрав оптимальный угол нацеливания светильников по отношению к освещаемой поверхности. Работа над проектом длилась более года, а пуско-наладка еще 3 месяца.

С Большой Дорогомиловской улицы открывается вид на район Москва Сити, еще только ожидающий разработки своей единой концепции освещения. Пока мы видим разрозненные световые эффекты на отдельных зданиях. Помимо нескольких медиафасадов, реализовано хорошее и недорогое решение для башни Эволюция, предусматривающее заливающее освещение двух из четырех спиралевидных граней здания, за счет этого оно выглядит объемным.  Сергей рассказал, что для этой башни он также предлагал свою концепцию освещения. Идея заключалась в том, чтобы обогнуть грани здания линейными приборами прямого наблюдения и пустить по этим граням «бегущий» свет с небольшой задержкой времени друг относительно друга – таким образом создать ощущение, что здание как сверло закручивается в землю. Но заказчика не устроил бюджет проекта, что не позволило реализовать эту концепцию.

В заключение хочется поблагодарить Сергея за познавательную и интересную экскурсию, которая всем очень понравилась, что подтвердили аплодисменты более 30 участников, прозвучавшие по окончании прогулки!

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

Огни большого города — экскурсия школы светодизайна LiDS по вечерней Москве

 

Хочется надеется, что новое поколение светодизайнеров, которое подрастает в LiDS, сделает световой облик Москвы еще более интересным и узнаваемым, а также решит существующие проблемы фасадного, ландшафтного и уличного освещения столицы.

 

 

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »

(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter33329553 = new Ya.Metrika({ id:33329553, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script")[0], s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://mc.yandex.ru/metrika/watch.js"; if (w.opera == "[object Opera]") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");