Освещение скульптуры Рабочий и колхозница

Освещение скульптуры Рабочий и колхозница. Все тонкости реализованного проекта

Окт 28 • CaseStudy, Вокруг Света, Статьи • 8384 Просмотров •

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (6 votes, average: 4,67 out of 5)
Загрузка...

Освещение скульптуры Рабочий и колхозница. Второе дыхание минушей эпохи

…А как будет освещена скульптура? Скульптуру можно светом убить и возродить. Если свет падает на нее в лоб, ее нельзя смотреть,— она покажется плоской. Какое будет освещение в Париже? Случайно к нам зашел скульптор Б.Д. Комаров, хороший методист, в 1930 году окончивший одновременно Вхутеин и Архитектурный институт. Он взялся выяснить точно, как будет освещаться скульптура в Париже. Пошел в планетарий и попросил дать небо над Парижем от мая до октября. По плану Парижа и по положению советского павильона на выставке он установил, что с утра свет будет падать на скульптуру сзади, а вечером ­ спереди.

Приведенный отрывок — текст из воспоминаний Веры Мухиной, великого скульптора, которая не только победила в конкурсе на создание этой скульптуры к Парижской выставке 1937 года, но и отстояла это право, перепрыгнула через все трудности тех лет. А жить и творить в те времена было не только сложно, но и опасно. О том, как создавался эталон соцреализма, как его везли в Париж и как возвращали на родину, о всех его реконструкционных перепетиях, о том, как чуть было не продали в 90-е на запад, писалось много. Сегодня, как вы понимаете, речь пойдет о другом. Доведя скульптуру Рабочий и колхозница до аварийного состояния, в нашей всемогущей стране нашли, наконец, деньги на реставрацию.

Опубликовано в журнале Lumen&ExpertUnion №2/2013
Рабочий и колхозница с высоты птичьего полета. Освещение скульптуры Рабочий и колхозница

Рабочий и колхозница с высоты птичьего полета

Искали чуть больше 10 лет, и в 2009 началось то, ради чего Вера Мухина обивала пороги всех министерств и ведомств до последних дней своей жизни. Началась реставрация, в процессе которой скульптуру должны были вернуть на постамент высотой 32 метра (все это время скульптура стояла на высоте 10 метров). По ее словам, статуя специально была создана, чтобы стать доминантой «высокорослой» архитектурной композиции — ей необходим воздух, чувство полета. Вот небольшой отрывок из ее воспоминаний.

…Всех нас захватили новые сложные задачи, связанные с созданием огромной скульптуры. Композиция должна будет стоять на высоте тридцати двух метров. Как она будет смотреться с земли? Стараясь представить себе это, мы ложились на пол мастерской и смотрели на модель снизу…

Про то, как шли реставрационные работы все эти годы, какие были сложности при строительстве и монтаже скульптуры — об этом не писал только ленивый. Мы расскажем о том, что все видят и не видят одновременно. Об освещении этого действительно монументального сооружения. Подчас наблюдая красоту архитектурного объекта в ночное время и не задумываемся, что он столь восхитительно красив за счет профессионально выполненной системы освещения и подсветки.

Визуализация освещения скульптуры в фиктивных цветах. Освещение скульптуры Рабочий и колхозница

Визуализация освещения скульптуры в фиктивных цветах

Спроектировать и разработать освещение скульптуры было доверено тогда еще молодой, но уже достаточно опытной светотехнической компании iPro. В их портфолио к тому времени было много реализованных проектов, причем не менее масштабных.

Проект освещения скульптуры начали делать в 2009 году. Реализация — с 2009 по 2010. А спустя год состоялось открытие скульптуры. Для команды эта работа была интересна еще и тем, что заказчик не пытался влиять на концепцию и не ограничивал их в установленной мощности. Задача стояла сделать качественно и красиво. Более того, все в итоге было сделано на 100% согласно проекту. Действительно, очень распространены случаи, и это касается не только светотехнической отрасли, когда задумка одна, а в итоге получается нечто совсем иное.

Пояснительная записка к проекту освещения Рабочий и колхозница

Пояснительная записка к проекту освещения Рабочий и колхозница

Исходно, скульптура и архитектура определили строгий, структурированный подход к освещению, с четко расставленными акцентами (архитектор обновленного комплекса — Ким Ен Гир, руководитель мастерской в ООО «Архинж»).

Проект освещения скульптуры Рабочий и колхозница

Проект освещения скульптуры Рабочий и колхозница

Выделяя светом различные архитектурные элементы, проектировщики выдвигали их на передний план и усиливали их выразительность в ночное время. Буквально каждая плоскость была выделена по-своему. Проектируя наружную световую сцену, требовалось подчеркнуть какие-то выразительные черты архитектуры, усилив их к вечеру.

Для основного рисующего света использовались 400-ваттные прожектора iGuzzini. Освещение скульптуры Рабочий и колхозница

Для основного рисующего света использовались 400-ваттные прожектора iGuzzini

Сзади Рабочего и колхозницу осветили оранжевым натрием + теплым белым металогалогеном

Сзади Рабочего и колхозницу осветили оранжевым натрием + теплым белым металогалогеном

Все освещение скульпутры и световая композиция строились от центра. Сначала центральный вход с эмблемой и фасад. Далее свет распространяется от них в стороны по бокам. Очень важно было выделить вертикальные плоскости, что было сделано светильниками, направленными вверх. Отдельно подчеркнули линию карнизов и боковые плоскости фасадов. Самым сложным оказался чёрный мрамор цокольного этажа, о чем расскажем чуть позже. Ну и, конечно же, очень важно было продумать функционально освещение скульптуры на ступеньках и встроенные в стены светильники. Отдельно были выделены барельефы и флагштоки с флагами.

Если вспомнить заставку Мосфильма к советским фильмам, где вращалась данная скульптура, на фоне шел яркий оранжевый свет, статуэтка вращалась будто на рассвете. Специалисты iPro постарались воссоздать задуманное авторами Мосфильма фирменное освещение скульптуры. Скульптура получилась объемной за счет теплого контурного освещения и комбинаций цветовых температур в совокупности.

Освещение скульптуры. Подсветка парадного входа

Одна из ключевых проблем при реализации проекта заключалась в том, чтобы согласовать проект освещения в Москомархитектуре. Они очень серьезно отнеслись к этому проекту. Команда iPro несколько раз повторно выходила на согласование художественного совета г. Москвы. После огромного числа замечаний и исправлений были получены требуемые документы. Но самое обидное случилось позже. Так получилось, что после ввода объекта в эксплуатацию за ним перестали следить. В частности, сейчас Рабочего и колхозицу обслуживает совсем другая организация. И, сказать по правде, она не заинтересована в сохранении всех заложенных задумок в осветительной установке. Чтобы освещение соответствовало изначальному замыслу и долго служило, необходима качественная эксплуатация с соблюдением всех светотехнических параметров, заложенных в проекте. Важно также соблюдать и производителя ламп.

Освещение парадного входа в вечернее время

Освещение парадного входа в вечернее время

Освещение скульптуры. Эмблема. Она освещена сверху, с барельефов (свет идет с двух сторон — слева и справа). Над эмблемой стоят светильники Maxiwoody от iGuzzini. Под них были сделаны специальные кронштейны, поскольку фасад сложный, вентилируемый, и не везде есть бетон, на который крепятся стандартные кронштейны. Они разрабатывались таким образом, чтобы светильники можно было настраивать и поворачивать под разными углами. Часть кронштейнов выполнено из нержавейки, часть из металла с горячим цинкованием и коррозионно-стойким порошковым покрытием. Все метизы (винты, гайки, шайбы) применялись из нержайвеки. Строго следилось и за тем, чтобы все модели светильников также были выполнены из алюминия и нержавеющей стали.

Также были тщательно проработаны все ветровые нагрузки и атмосферные влияния — система архитектурного освещения рассчитывалась с запасом на долгие годы вперед.

Для основного рисующего света использовались 400-ваттные прожектора. Такой выбор был сделан в связи с тем, что у них есть большой выбор по цветовой температуре. Так, например, киловаттные лампы, как правило, есть только холодного цвета. Плюс к тому, из-за особенностей конструктива горелки у киловаттных ламп есть серьезные ограничения по углу наклона вверх. Стоит отметить, что все лампы очень строго отбирались по светотехническим характеристикам.

Светильники, расположенные наверху, подсвечивают карнизы. Для них также пришлось изготавливать новые кронштейны.

Для подсветки входа в ступенях были встроены небольшие светодиодные светильники (iGuzzini, LEDPlus).

Как вы уже могли заметить, в проекте были использованы в основном светильники iGuzzini, за исключением линейных люминесцентных ПроЛайн собственного производства iPro. Эти светильники идут слева и справа от герба и по карнизам.

Освещение скульптуры. Подсветка

Сзади освещение скульптуры выполнили за счет оранжевого натрия + теплого белого. Спереди слева установили более холодный металлогалоген — больше прожекторов для более яркого света. Спереди справа пятно умышленно сделано послабей. Все это придало скульптуре визуальный объем в темное время суток. К слову, камень, которым облицован фасад — собран на трех разных карьерах, привезен с разных концов страны.

По периметру фасад также освещен светильниками iGuzzini. Флагштоки освещены с тех же опор, что и сама скульптура.

С точки зрения светотехники сложней всего работать с черным мрамором: он почти не отражает свет

С точки зрения светотехники сложней всего работать с черным мрамором: он почти не отражает свет

Больше всего команде проектировщиков пришлось потрудиться над черными мраморными скульптурами, которые располагаются с двух сторон от главного входа. С точки зрения светотехники с ними было очень сложно работать. В первую очередь, черный мрамор почти не отражает свет. Много времени ушло на подбор расстояния, вынос светильников и подбор мощности. Плюс к тому, самих светильников не должно было быть видно. Их сделали встроенными — была изготовлена специальная конструкция из нержавеющей стали.

Встроенные в грунт светильники — с дренажом, для отведения воды. Особенно это важно в зимнее время. Растаявший снег должен беспрепятственно уходить. Поскольку при выключении светильник быстро остывает, не ушедшая вода может деформировать осветительный прибор. Глубина дренажа составила 1 метр, что соответствует глубине промерзания для этой местности.

Внутри здания 4 этажа экспозиции. Задумка архитекторов была следующая: посетители заходят на –1 этаж (цокольный), поднимаются на лифте на 4 этаж, далее идут по галереям и спускаются по спирали вниз. Все коридоры для спуска освещаются модульными светильниками собственного производства iPro шириной 100 мм — алюминиевые светильники с акриловым рассеивателем.

Внутреннее освещение парадного холла

Внутреннее освещение парадного холла

Выставочные залы освещены светильниками на шинопроводах, управляемые по DALI и KNX. В каждом зале находится тач-панель и пульт. Так, например, под смену экспозиции можно запоминать яркость каждого светильника, время включения и выключения. Одним словом — полностью программируемое управление.

Тач-панель для управления системой освещения залов по DALI и KNX

Тач-панель для управления системой освещения залов по DALI и KNX

Вся эта система очень долго настраивалась. Проблема была с очень некачественным изначальным монтажем — все жилы проводов системы DALI были напутаны, в процессе пуско-наладки приходилось разбирать и заново подключать. В связи с отсутствием возможности постоянного пребывания на объекте, весь процесс пуско-наладки занял несколько месяцев.

Все коридоры для спуска освещаются модульными светильниками собственного производства iPro

Все коридоры для спуска освещаются модульными светильниками собственного производства iPro

Внутри галереи было выполнено комбинированное освещение одновременно галогенными лампами и люминесцентными. Это связано с предпочтениями по цветовой температуре самих художников. Что касается внутреннего освещения, здесь были применены и классические светильники. Для предотвращения выцветания или какого-либо нагрева экспонентов использовались инфракрасные и ультрафиолетовые фильтры.

 

Компания iPro выражает благодарность участникам проекта: архитекторам (ООО «Архинж»), строителям (ООО «Строительная компания Стратегия»), реставраторам, художественному совету Москомархитектуры, Правительству г. Москвы

 

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »

(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter33329553 = new Ya.Metrika({ id:33329553, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script")[0], s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://mc.yandex.ru/metrika/watch.js"; if (w.opera == "[object Opera]") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");