Световая инсталляция Герберта Цыбульски: Магия искусственного света
Выставка «Магические места — памятники природы и культуры», начавшая свою деятельность год назад в немецком Оберхаузене, примечательна не только с точки зрения представленных здесь фотографий, произведений искусства, минералов и других экспонатов. Это еще и настоящая магия света, заставляющая ощутить всю мощь эмоционального воздействия искусственного освещения. Герберт Цыбульски, автор гениального светосценария, часто работает со сложными театральными проектами. Но помещение выставки на сей раз было так необычно, что поставилo перед маэстро света абсолютно новые задачи. Итак, новая световая инсталляция…
Наталья Иванова, Ведущая рубрики «Вокруг СВЕТА».
Фото предоставлены светодизайнером Гербертом Цыбульски
Газгольдер в Оберхаузене (Gasometer Oberhause на немецком) — обязательная точка в географических атласах тех, кто следует Европейским Маршрутом Индустриального Наследия. Крупнейший в Европе газгольдер дискового типа в 30-ые годы сослужил верную службу горнодобывающей промышленности всего региона (а речь идет о федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия) в качестве резервуара для добытого газа. Его габариты внушают уважение: 67,6 м в диаметре, 117,5 м высотой и объемом 347000 м3. Если бы собранный в нем газ расходовала только одна газовая плита, то ресурса хватило бы на 960 лет. Однако в 1988 году «бочку» решили преобразовать в выставочный зал. Восстановление и перепрофилирование потребовало изрядных капиталовложений (примерно 16 миллионов немецких марок) и закончилось в 1994 году. Диск газового поршня установили на высоте 4,5 м. Под получившейся площадкой — круглый зал площадью 3000 квадратных метров. На верхнюю поверхность поршня ведут две стальных лестницы. Лифт позволяет подняться под купол и даже выйти на крышу.
В рамках выставки «Магические места» на обоих этажах Газометра разместилась интереснейшая экспозиция, но ее визуальным и философским центром стала 40-метровая скульптура «Дерево дождевого леса». Саму скульптуру создал известный в Германии и в мире художник-инсталлятор Вольфганг Фольц, а вот концепцию освещения дерева и всего пространства выставки, а также звуковое сопровождение световой инсталляции разработал Герберт Цыбульски. Не будет преувеличением сказать, что именно свет и звук помогли сделать из экспозиции настоящий «храм природы», поверить на какие-то мгновения в естественность всего происходящего и ощутить магию Вселенной. Синтез культурной истории, научной точки зрения и художественного подхода, гимн величию Земли — вот что такое получившаяся в итоге впечатляющая картина.
Вольфганг Фольц за свою творческую жизнь создал не одну крупномасштабную скульптуру: например, на предшествующей «Магическим местам» выставке он сделал огромную Луну (надувная модель спутника Земли имела диаметр 25 м; с помощью специального освещения посетители наблюдали «полный лунный цикл», (занимавший, правда, в немецком Газгольдере всего 15 минут). Появление дерева как идеи для инсталляции он объясняет следующим образом: «В детстве и даже в подростковом возрасте моим любимым местом был лес. Корни поваленных ветром елей для меня были настоящим раем, а сами деревья — лучшими друзьями. Работая в Газометре, я помнил также о висячих садах Семирамиды. Я бывал в тропическом лесу, и понял, что пропорции тропических деревьев, некая интимная близость к их корням, вид ствола и общее очарование идеально подходят для скульптуры, которой предстоит стать «древом жизни» всей выставки в Газометре».
В процессе творчества стало очевидно, что дерево должно быть не менее 40 м высоты с шестью основными ветвями. В течение примерно трех месяцев сборные элементы (ствол, корни, ветви) были смонтированы. Результатом стало дерево высотой 43 м с кроной диаметром 26 м. В подвешенном виде крона весила 2,1 тонны, 1,2 тонны потянул ствол, а вес корневой системы составил 6,73 тонны. В качестве материалов использовались полистирол, стекловолокно, плитка, легкие штукатурки и стальные конструкции. Дерево покрыли семью слоями краски, добиваясь «живого» эффекта. Тем удивительнее факт, что жизнь в эту огромную инсталляцию вдохнул свет.
Концепция освещения была смоделирована Гербертом Цыбульски с помощью компьютерной программы Cinema 4D: эскизы были чрезвычайно реалистичными и позволяли рассмотреть пока еще воображаемую композицию с разных сторон при разном освещении. Отобраны были в итоге десять различных изображений на три темы — своеобразный световой цикл, в общей сложности занимавший 15 минут.
Технической реализации освещения предшествовали многократные репетиции с отдельными легкими элементами конструкции. Светосценарий имел жесткие рамки. Во-первых, был очевиден относительно скудный бюджет — в конечном итоге выставка должна была окупить сама себя. С другой стороны, условия для функционирования системы освещения определялись погодой, поскольку стальные стены газометра можно было рассматривать как один огромный мостик холода: температура в помещении была похожа на наружную лишь отчасти, т.к. в зимнее время внутри быть могло значительно холоднее, а летом, наоборот, очень жарко — непосредственно под стальной крышей до +60 °C. Использование современных светодиодных технологий стало выходом из ситуации, тем более, что электропитание Газометра также было ограничено.
При разработке сценария освещения учитывались все детали, включая светоотражающую способность стен и самой скульптуры, игра теней от потоков света из более чем сотни светодиодных источников. Композитор Себастьян Штудницки написал удивительной чистоты музыку, эмоциональность звучания которой была строго сопряжена с освещенностью в помещении, что в конечном итоге стало очень мощной силой воздействия на зрителя. Вся световая инсталляция работала с 15-минутной цикличностью.
Похожие Записи
« Энергосервисный контракт: Мы не халявщики! Мы — партнеры Майн кампф, наркотики и лампа Ильича »