Сочи–2014. Птица цвета ультрамарин

Сочи–2014. Птица цвета ультрамарин

Ноя 15 • CaseStudy, Статьи • 4895 Просмотров •

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (29 votes, average: 4,17 out of 5)
Загрузка...
Опубликовано в журнале Lumen&ExpertUnion №2 2014

 

Мечта любого творческого коллектива — создать нечто исключительно интересное, что позволит остаться в памяти поколений. Для ГК «ЦЕРС» такую возможность предоставили прошедшие в Сочи зимние олимпийские игры: в общей сложности компанией были разработаны и претворены в жизнь сразу шесть объектов для сочинской Олимпиады, что в переводе на язык более эмоциональный, нежели газетные отчеты, означает «поймать удачу за хвост». О работах компании «ЦЕРС» мы рассказывали и раньше: так, Case-study реализации освещения Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в деталях изложена в №3 (декабрь) за 2013 год журнала Lumen&ExpertUnion. Не менее грандиозным по замыслу, интересным по концепции, достаточно непростым в плане воплощения и, в итоге, безукоризненно сделанным, стало освещение Чаши Олимпийского огня. Стилизованная фигура птицы, голова которой держит факел, а крылья обнимают по периметру водоем с фонтанами, стала символом прошедшего спортивного мероприятия, и ее парящий над водой силуэт показали все телеканалы планеты.

ОГОНЬ, ВОДА И ДЛИННЫЕ ТРУБЫ

Пространство вокруг Чаши Олимпийского огня — эпицентр всех праздничных мероприятий прошедшего спортивного события. Не случайно по проекту ей было отведено центральное место в кругу из шести олимпийских арен, на центральной оси главного стадиона «Фишт» и крытого конькобежного центра «Адлер–Арена». Стильная птица стала архитектурной доминантой площади «Медаль Плаза», где проходили церемонии награждения и ежедневные вечерние концерты. Автором идеи и по совместительству заказчиком освещения был генеральный директор ООО «Строй Интернэйшнл» Артур Аванесян.

Чаша Олимпийского огня — объект, возможно, не самый крупный, но технически сложный. Фигура птицы, вытянувшей шею под углом, имеет высоту 16–этажного дома, вес 250 тонн и размах крыльев порядка 100 м. Металлическая конструкция обшита алюминиевыми листами разного размера, скрывающими главную «огненосную жилу» Олимпиады — газовую трубу, брошенную на расстояние 40 км от источника газа до факела. Ради эффектного горения последнего (высота пламени порой достигала 7,5 м) в дни Олимпиады по трубе подавалось до 1500 кубометров газа в час.

Любому светотехнику эта информация, прежде всего, говорит о том, как непросто было создать проект освещения для таких условий, где, с одной стороны, в непосредственной близости находится открытое пламя, а с другой — имеется мощная система водоснабжения (бассейн, цветомузыкальные фонтаны и пр.), и, соответственно, сложная система герметизации. Учитывать следовало еще и особенности климатического исполнения, поскольку расположение «птицы» примерно в 500 м от берега моря обязывало принять ряд мер защиты от морского климата. Проект предполагал технически грамотный подход и крайне высокую степень ответственности со стороны компании, которая взялась бы за его воплощение.

Генеральному подрядчику строительства компания «ЦЕРС» была знакома по совместным проектам. Сочетание ответственности, коммерческой успешности, умения прочувствовать заказчика, а также наличие возможности провести полный цикл работ, начиная с производства светильников, сделали свое дело: именно «ЦЕРС» был выбран для столь ответственного проекта, как освещение Чаши Олимпийского огня. Тот факт, что компания использует в своих работах светильники собственного, то есть отечественного производства, несомненно, стал плюсом в глазах тех, кто делал выбор: помимо нотки здорового патриотизма, вполне уместного при возведении олимпийских объектов, использование отечественной продукции, несомненно, делает проект более рентабельным.

На вопрос «Была ли уверенность в успехе, когда вы приступали к выполнению такого важного задания?», коммерческий директор Департамента продаж уличного и промышленного освещения ГК «ЦЕРС» Максим Реунов ответил: «Без уверенности мы бы не взялись за этот проект — слишком важным и значимым для Олимпиады было освещение «птицы». На нас лежала колоссальная ответственность. Но мы точно знали, что это в наших силах, несмотря на сжатые сроки, отведенные на этот проект: фактически мы приступили к выполнению задания в начале ноября 2013 года, то есть за три месяца до открытия Олимпийских игр. Мы пришли на объект в момент, когда основная инфраструктура была практически готова. С проектом освещения пришлось в буквальном смысле втискиваться в хитросплетение газовых магистралей, сантехники и освещения светомузыкального фонтана. В этом проекте все наше — от разработки самой концепции и создания всего комплекта оборудования на нашем производстве до монтажа. Огромная и кропотливая работа — от чертежей и макетов в программах DIALux, 3Ds Max и до последнего шурупа на высоте в полсотни метров была проделана руками всего лишь 25 человек. Мы провели в Олимпийском городке все дни Олимпиады и Параолимпиады, дежуря на случай непредвиденных обстоятельств. Можно сказать, что мы успешно прошли через жернова этого спортивного события. Тот, кто знает, как это непросто, понимает, что это значит для компании».

ВЗМАХ КРЫЛА

В самом упрощенном виде задача выглядела следующим образом: для «птицы» с наклоненной длинной шеей, обнимающей крыльями круглое озеро, нужно было сделать цветное освещение, создающее иллюзию объема и, одновременно, оторванности от земли, некоего парения. В общей сложности для воплощения задачи было использовано три вида светильников.

Первая группа — линейные (LZ-40-Line), с разными углами раскрытия, были применены по контуру крыльев. Крылья не смыкаются, создавая, таким образом, контур буквы «С». Каждая использованная для освещения крыльев линейка имела длину 1 м, а всего их было изготовлено и смонтировано более 300, причем, в самые короткие сроки.

Светильники монтировались не на одной высоте, а по ниспадающей. Самая высокая точка их размещения — проекция «позвоночника», примерно на высоте 1,1 м. Затем крыло сужается, и светильники уходят вниз, до высоты 20–10 см. Для создания запланированного эффекта парения источники света, расположенные высоко, оснащались оптикой, позволяющей пробить темноту на расстояние порядка 4–5 м, тогда как нижние светильники, напротив, были приглушены специальной матовой пленкой. В процессе работы заказчику было предложено также оснастить светильники светотехнической шторкой. «Работа со шторкой создает дополнительные хлопоты, но во многом благодаря именно ей, мы визуально оторвали птицу от земли», — говорит Максим Реунов.

Все светодиодные линейки были сделаны диммируемыми, с возможностью изменения интенсивности светового потока от 100% до 5%. Изначально был предложен вариант компьютерного управления диммерами, однако заказчик выбрал ручную светорегулировку: после монтажа вручную диммировали светильники нужным образом, и, добившись желаемого результата, зафиксировали их в постоянном положении.

Вторая группа светильников (LZ-40-TUBE-Max ) представляла собой трубки сечением 55 мм. Стандартная длина трубок — 1 м, всего было использовано примерно 320 светильников. Размещались они по ребру крыла, уходя до самого факела с одной и с другой стороны. Трубки также диммируемые, белого свечения, смонтированные «торец в торец».

Корректное использование линейных и трубчатых светильников позволило создать четкий внешний и внутренний контур крыльев. В светильниках использовались светодиоды компаний CREE, CITILED (CITIZEN) и OSRAM.

В СВЕТЕ ПРОЖЕКТОРОВ

Горло и грудь факелоносной «птицы» освещали принципиально другими светильниками (LZ-110U-PR-BLUE). Это одна из последних разработок ГК «ЦЕРС» — серия «Прайд», современное энергосберегающее осветительное оборудование с применением высокоэффективных кластерных светодиодных источников света Chip–On–Board (COB). Серия была разработана инженерами «ЦЕРС» с участием японских коллег. Специальные алюминиевые литые корпуса обеспечивают оптимальный теплоотвод и надежность прибора в целом. Кластерный диод прибора имеет размер спичечного коробка, а световой поток при этом достигает 25000 люменов — соотношение впечатляющее.

В горле «птицы», на высоте примерно 30 м, есть отверстие — стилизованная буква «Р» русского алфавита. В этой части разместили светильники белого света (LZ-80U-PR). А вот грудь «птицы» освещалась прожекторами со специальным цветным стеклом, создающим именно ультрамариновое освещение Чаши. Следует напомнить, что прожектора были установлены в условиях, где, с одной стороны, была очень высокая температура, а с другой – вода. Степень защиты светильников была доведена до IP68. Очень долго подбирали на производстве цветное стекло, чтобы оно соответствовало жестким условиям эксплуатации и давало нужный цветовой оттенок. «У нас не было права на ошибку» — говорит Максим Реунов. — Все должно было работать на 5 с плюсом».

У прожекторов были сделаны разные углы раскрытия, а также использовалась перекрестная схема освещения, когда часть светильников находится на большом расстоянии, другие — рядом с объектом, а третьи светят чуть ли не с противоположного угла бассейна. Это было сделано для того, чтобы свет не выходил за пределы контуров «птицы», максимально концентрируясь на груди, осветить которую требовалось равномерно, без световых пятен, полутеней и неровностей. В конечном итоге эффект парения «птицы цвета ультрамарин» был достигнут. Кроме того, заказчиком была поставлена задача, чтобы отражение чаши в воде создавало некую светящуюся параболу, что также было воплощено в жизнь.

ВЫСОТА ВЗЯТА

Монтаж светового оборудования на стратегически важном олимпийском объекте – дело не только крайне ответственное, но и довольно непростое. Сотрудники компании «ЦЕРС» понимали это с самого начала, поэтому стойко выдержали все испытания, которые уготовала им судьба. Непоколебимый настрой на положительный результат помог им оперативно решать возникавшие проблемы.

Например, часть светильников специалисты «ЦЕРС» изготавливали прямо по ходу монтажных работ. С учетом срочности они сразу после изготовления доставлялись самолетом с места производства (Ростовская область) в город Сочи. График работ светотехников пришлось немного подкорректировать, чтобы всем подрядчикам было удобно работать на одном объекте. Внесли свою лепту и погодные условия: альпинистам, задачей которых была установка осветительного оборудования на наклоненной «шее птицы», несколько дней мешал ураган.

«Несмотря на описанные выше рабочие моменты, можно сказать, что в целом все прошло на удивление гладко, – комментирует Максим Реунов. – Для множества компаний Олимпийские Игры стали отличной проверкой на стрессоустойчивость и надежность». На вопрос, как им удалось уложиться в срок, Максим ответил коротко: «Мы поздно ложились и рано вставали».

Так или иначе, но компания «ЦЕРС» совершенно точно «поймала за хвост» свою птицу удачи: чашу Олимпийского огня в целом и проект ее освещения в частности оценило по достоинству все цивилизованное население планеты.

Полет мечты компании «ЦЕРС» в отношении олимпийской «птицы», к слову сказать, не ограничился уже воплощенной концепцией. В «птице» изначально заложена возможность для эволюции: при желании освещение можно сделать динамически меняющимся – для этого достаточно только написать компьютерную программу и получать различные визуальные эффекты – бегущую строку, волну и так далее.

«Птица» еще удивит всех нас, ведь спортивная жизнь олимпийского комплекса в Сочи не закончилась вместе с Олимпиадой – у нее большое будущее…

ГК 'ЦЕРС'
Группа компаний «ЦЕРС» — российский производитель высокоэффективных энергосберегающих систем освещения. На рынке с 1994 года. Изначально выступили в сегменте светотехнической продукции для шоу–индустрии. Спустя десять лет, в 2004 году, в компании приступили к исследованиям в области светодиодных систем. Уже через год первыми в России организовали промышленное производство мощных функциональных светодиодных светильников, выпускаемых под брендом «ЦЕРС». Сегодня компания производит современное энергосберегающее осветительное оборудование с применением высокоэффективных кластерных светодиодных источников света Chip–On–Board (COB). Стратегия ГК «ЦЕРС» направлена на предоставление полного комплекса услуг: «Производство – Дистрибуция – Проекты – Инжиниринг». Ключевыми компаниями, входящими в группу являются: производственная компания «Церс Прайд», торговая компания «Церс Энерго», студия промышленного и светового дизайна «ZERS DESIGN».

Текст — Наталья Иванова
Фото предоставлены компанией ZERS

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »

(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter33329553 = new Ya.Metrika({ id:33329553, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script")[0], s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://mc.yandex.ru/metrika/watch.js"; if (w.opera == "[object Opera]") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");