Светодизайнер Энцо Кателлани и его «Парад планет»
Энцо Кателлани — один из самых необычных дизайнеров световых объектов. Он изобрел абсолютно новый стиль работы, который отражает его характер. Неповторимость системы производства и особая обстановка в мастерской будят интерес многих специальных журналов и вызывают целый поток клиентов, желающий увидеть своими глазами производство в Бергамо.
Опубликовано в журнале Lumen&ExpertUnion №1/2012Его история рассказана на всех языках — бесчисленное множество раз Энцо Кателлани упоминался в журналах. В его работах тесно сплетены технологии и инстинкты, а там, где речь заходит о подсознании и других тонких материях, неизменно возникает образ Луны. Об этом и многом другом мы побеседовали с Энцо на выставке во Франкфурте.
– Синьор Кателлани, если бы вы могли одним словом охарактеризовать свое творчество, то какое бы слово выбрали?
– Интуитивность.
– Расскажите, каким образом рождаются ваши светильники?
– На первоначальном этапе нет конкретного проекта, идея сразу должна принимать форму, становиться предметом. Я всегда начинаю c модели-прототипа. Отправная точка — это материал. Мне необходимо почувствовать его, увидеть игру фактуры материала в потоке света. Мы часто используем нестандартные решения: блестящие металлические детали или абажуры из бумаги и стекловолокна, скомканной металлической фольги. Выбрав материал, я иду в мастерскую и монтирую, свариваю, сгибаю, придаю форму… Только добившись формы, определившись с очертаниями и получаемым освещением, я перехожу к классической конструктивной фазе: исполнимость задумки, технические качества и так далее. Сам источник света и материал для абажура диктуют мне их желания, и этими желаниями я руководствуюсь при конструировании. Я вижу, чувствую некий путь в самом продукте.
– Ваши лампы — это всегда продукция handmade?
– Большинство. Большая часть имеет как минимум несколько деталей, которые требуют значительной ремесленной обработки. Это квалифицированный труд, который создает непостоянство и делает вместе с тем предмет неповторимым.
– Для вас более важно спроектировать светильник как объект дизайна, или же ваша задача создать свет в пространстве, свет определенного качества?
– Я исхожу из предположения, что главное — это свет. Светильник, с моей точки зрения, не нужен. Это — нечто утилитарное вокруг источника света, что-то, что позволяет менять поток света, в какой-то мере управлять им. Сам по себе светильник может нравиться или не нравиться, главное — это возможности, которые он предоставляет при работе со светом.
– Любимая работа из числа тех, что вы сделали в течение своей творческой карьеры?
– Самая первая. Она навсегда останется первой. И любимой…
– Есть ли среди ваших светильников коллекции, которые существуют вне времени?
– Да, я к ним причисляю, например, Stchumoon или Luce d’Oro. Их уникальность в том, что они не зависят от источника света — это могут быть лампочки любого типа. Свет здесь, в этих коллекциях, зависит не от свойств источника света, а от свойств отражающих материалов, от формы светильника.
– Часть ваших работ нуждается в креативе не только при создании лампы, но и в процессе эксплуатации. Я имею в виду Turciu.
– Да, нужно обладать некоторой сноровкой, чтобы придать ей форму. Зато она меняется во времени, в зависимости от желаний хозяина, и это хорошо.
– Вы одобряете чувство юмора у дизайнеров?
– Да, безусловно. В случае работы со световыми объектами особенно. Здесь таятся огромные возможности, связанные с наличием таких электротехнических параметров как, например, ватты. Например, лампа Macchina: она напоминает мясорубку, а суммарное количество ватт в маленьких лампочках равно количеству ватт у перемалываемой лампы.
– Несколько десятилетий вы работали с лампами накаливания, а сегодня в ваших объектах, в основном, светодиоды. Как вам работается с новым источником света?
– Когда я впервые познакомился с технологией светодиода, она показалась мне интересной не только потому, что это технология будущего, что-то новое, что-то необычное. Светодиод дает огромное количество вариантов для применения фантазии. Он дает тебе свободу самовыражения, потому что если со старой лампой накаливания мы всегда были привязаны к этой конкретной лампочке и к ее цоколю, то сейчас уже нет необходимости отталкиваться от ее форм-фактора. Светодиод дает нам возможность использовать любые формы, любые возможности и творить во всех направлениях. Светодиодные технологии полностью переворачивают подход к эстетической форме объекта-светильника. Светодиоды — это простор для творчества, возможность создавать из простых линий очень чистые формы. Достаточно добавить, например, линзы или другие неожиданные материалы.
– На чем основана популярность светодиодов, на ваш взгляд?
– Технология светодиодов появилась довольно давно: светодиоды существовали еще 30 лет назад. Например, индикаторы, которые были встроены в магнитофоны, уже были сделаны на основе светодиода. Сейчас их используют очень часто, в том числе и для экономии электроэнергии, именно поэтому они стали так популярны.
– Возможно ли, что лампы накаливания снова войдут в нашу жизнь, но уже как элементы стиля luxury? Также как, например, бумажные издания станут элементом роскоши на фоне электронных книг и других СМИ…
– Вполне возможно. Я лично очень люблю свет, который дает лампа накаливания, и с удовольствием бы с ней работал, если бы не ограничения в свободе из-за патрона для лампы. Как я уже говорил, LED-технологии избавили нас от этого. Кроме того, в светодиодах иное качество света — он завораживающий, мягкий, очень похож на лунный.
– Синьор Энцо, бросается в глаза то, что среди ваших объектов много похожих на Луну, или, как минимум, имитирующих лунный свет… Не случайно ваши объекты, собранные вместе, напоминают парад планет.
– Мне очень нравится свет Луны. Он комфортный, мягкий, релаксирующий… Создание светильников в форме золотых и серебряных сфер и полусфер, гигантских коконов — это перефразирование естественного лунного света и природных форм.
– А что вы скажете об органических светодиодах?
– На мой взгляд, технология OLED была полностью отработана еще полгода назад. Здесь, на выставке, можно видеть первые продукты с использованием OLED, и это очень интересный свет, абсолютно иные возможности. Но не думаю, что ее сейчас начнут активно эксплуатировать. Дело в том, что еще далеко не все взято от LED-технологии. Это вопрос стратегии развития целой отрасли. Лишь когда ресурс работы с обычными светодиодами будет исчерпан хотя бы наполовину, в нашу жизнь войдут органические светодиоды.
– Спасибо за беседу!
Традиционный вопрос о планах на будущее не прозвучал. Дело в том, что накануне интервью мы встретись с синьором Кателлани на вечеринке компании Occhio, где маэстро света, помимо просто общения, еще и танцевал на сцене. Глядя на то, как замечательно, с драйвом, он танцует, подумалось, что этот человек еще не раз удивит весь мир своими необыкновенными светильниками.
Беседовала Наталья Иванова
Catellani&Smith — известнейшая на сегодняшний день компания по светодизайну. Ее глава, Энцо Кателлани, родился 27.03.1950 г. в Парме и ныне живет и работает в Бергамо. Карьеру в дизайне света он начал в середине 1980-х гг. с изготовления маленьких серий ламп для собственного магазина. В 1989 году лампы Энцо Кателлани привлекли внимание Ренаты и Питера Мисс, дистрибьюторов из Дюссельдорфа. Показ на выставке во Франкфурте принес им по- пулярность. С годами Catellani&Smith стяжала известность и успех не только в Европе, но и во всем мире. Наиболее известные на сегодняшний день коллекции — Oggetti senza tempo (1989), Luci d’Oro (1995), Stchu-Moon (1997), Lucenera (2000), Out Collection (2002), PostKrisi (2004), а также новейшая разработка — Sorry Giotto (2012).
Sorry Giotto — нежнейшее светодиодное освещение, тон- костью своей игры в тандеме «свет-тень» способного составить конкуренцию творениям великого итальянско- го живописца эпохи Преренессанса Джотто ди Бондоне (1266-1337 гг.). Джотто имел особую манеру письма, названную «дымчатой светотенью». Светильники коллекции Sorry Giotto столь же великолепны и полупризрачны. Это тонкие круги из окрашенной вручную меди с крошечными светодиодами по всему периметру. В коллекцию вошли настенная и напольная версия, успевшие получить награду в номинации Best Floor Light на конкурсе Wallpaper Design Awards 2012.
Похожие Записи
« Обзор светодиодного уличного светильника Iguzzini Archilede. Типичный или уникальный? Статьи о светотехнике, светильниках и светодизайне в журнале LUMEN&EXPERTUNION #1 июнь 2012 »